Тема недели (11 - 31 января):
1. Обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (иней, изморозь, заморозки, буран и т.п.), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.
2. Продолжение знакомства с зимними видами спорта (биатлон, горнолыжный спорт, конькобежный спорт, лыжные гонки, фигурное катание, бобслей, сноуборд, шорт-трек, фристайл, хоккей).
3.Формирование представлений об особенностях зимы в разных широтах и разных полушариях Земли.
Рекомендации родителям:
- погулять по парку и полюбоваться зимними пейзажами, вызвав у детей положительный эмоциональный отклик.
- выучить вместе с ребенком стихотворение о зиме.
- принести в группу детскую работу(рисунок, аппликацию) на тему «Зимушка-Зима».(формат А4)
- сходить в парк, полюбоваться красотой заснеженных деревьев(если будет снег)
- покататься вместе с ребенком на санках, лыжах, коньках на курортах Лаго-Наки, получить эмоциональный отклик от общения;
- провести экспериментирование с водой и льдом с целью выявления их свойств.
http://youtu.be/hpj7QOQbHMchttp://youtu.be/hTwTiABjHyM
https://youtu.be/AWGLQUMciDI
https://youtu.be/tIlScvOD5sA
https://youtu.be/AWGLQUMciDI
https://youtu.be/tIlScvOD5sA
-почитать сказку С.Маршака «12 месяцев». http://doshvozrast.ru/roditeli/roditeliproza02.htm
- почитать стихотворения: С.Городецкий «Первый снег»,
А.Пушкин «Зимнее утро»
С.Есенин «Пороша».
- почитать рассказы Е.Чарушина «Рысь»
«Белка», «Заяц», «Волк».
-познакомиться с народным промыслом России :«Оренбургский пуховый платок»
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BA
- отгадать загадки о зиме.
(Ответы загадок написаны задом наперед)
Всё кружатся и летают,
А, присев на руку, тают.
(икниженс)
Три комка, морковкой нос,
Любит вьюгу и мороз.
(кивогенс)
Вся нарядная, в иголках
Новый год встречает…
(аклё)
Утром глянули в окно –
Все вокруг белым-бело…
Наконец-то к нам пришла
Долгожданная…
(амиз)
За окном снежок,
Во дворе каток.
Я бегу Оксанку
Прокатить на…
(хакнас)
Грозно воет за окном,
Стонет и резвится,
Как вы думаете – кто? –
Явно, не волчица…
(агюьв)
животных»;- подготовиться к оформлению проекта «Как вести себя в лесу»;
- объяснить и показать детям заготовки на зиму, из чего они сделаны,Загадки для детей про зверей
Зубовато, серовато,
по полю рыщет,
телят, овец ищет.
Ответ (Волк)Длинное хвостище,
рыжее волосище,
сама хитрище.
Ответ (Лиса)Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
Ответ (Волк)Летом, в болоте, вы её найдёте.
Зелёная квакушка. Кто это?
Ответ (Лягушка)Зелёные мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".
Ответ (Лягушка)Не шагом ходит, не бегает, а прыгает.
Ответ (Лягушка)Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.
Ответ (Свинья)Хвост крючком, нос пятачком.
Ответ (Поросёнок)Пятак есть, а ничего не купит.
Ответ (Свинья)Идёт, идёт, бородой трясёт,
Травки просит:
"Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е".
Ответ (Коза)Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки; боится кошки.
Ответ (Мышь)Под полом таится, кошки боится.
Ответ (Мышка)Мягкие лапки,
А в лапках - цап-царапки.
Ответ (Кошка)У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.
Ответ (Кошка)Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается.
Ответ (Кошка)Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается.
Ответ (Собака)Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
Ответ (Собака)Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
Ответ (Баран)Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.
Ответ (Корова)Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
Ответ (Осёл)
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
Ответ (Верблюд)По реке плывёт бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ...
Ответ (крокодил)Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он ...
Ответ (жираф)Водяные мастера, строят дом без топора.
Ответ (Бобры)Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает.
Ответ (Крот)Что за коняшки - на всех тельняшки.
Ответ (Зебры)Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку.
Ответ (Леопард)И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И всё же называются
Они - морские ...
Ответ (свинки)Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ...
Ответ (черепаха)Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят ...
Ответ (черепахи)Кто на себе свой дом носит?
Ответ (Черепаха)Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её...
Ответ (лиса)За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало...
Нет ни дыма, ни пожара.
Ответ (Лиса)Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, кур в деревне крадёт.
Ответ (Лиса)Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтёт, белого найдёт.
Ответ (Заяц и лиса)Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!
Ответ (Заяц)На гору бегом, с горы кувырком.
Ответ (Заяц)Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Ответ (Кролик)Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ (Медведь)Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу.
Ответ (Белка)
Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
Ответ (Белка)Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
Ответ (Белка)Ёжик вырос в десять раз,
Получился ...
Ответ (дикобраз)Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Ответ (Ёжик)Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Ответ (Ёж)Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
Ответ (Ёж)Загадки про птиц
Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет.
Ответ (Соловей)Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы - ...
Ответ (Соловья)Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет.
Ответ (Соловей)Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? ...
Ответ (Соловей)Шило впереди,
клубок середи,
ножницы сзади.
Ответ (Ласточка)Эта птица хоть куда!
Не летает никогда,
Только бегает, как ветер.
Знают птицу все на свете.
Ответ (Страус)Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Ответ (Дятел)Спереди - шильце,
сзади - вильце,
Сверху - чёрное суконце,
Снизу - белое полотенце.
Ответ (Ласточка)Днём спит, ночью летает.
Ответ (Сова)И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и ...
Ответ (совы)Всю ночь летает
- мышей добывает.
А станет светло
- спать летит в дупло.
Ответ (Сова)Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
Ответ (Воробей)Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
Ответ (Воробей)Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
Ответ (снегири)Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ...
Ответ (сорока)Непоседа пёстрая,
птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
самая болтливая.
Верещунья белобока,
а зовут её ...
Ответ (сорока)Чёрный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.
Ответ (Дятел)Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
Ответ (Дятел)В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ...
Ответ (Дятел)Я по дереву стучу,
червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой!
Ответ (Дятел)
Всё время стучит,
деревья долбит.
Но их не калечит,
а только лечит.
Ответ (Дятел)Что за кузнецы в лесу куют?
Ответ (Дятел)Крылатый, горластый - красные ласты.
В воде купался - сух остался.
Щиплет за пятки - беги без оглядки.
Ответ (Гусь)По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Ответ (Гусь)Пёстрая крякуша ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
Ответ (Утка)Клохчет, квохчет,
детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Ответ (Курица с цыплятами )Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!
Ответ (Цыплёнок)Он в мундире ярком,
шпоры для красы.
Днём он - забияка,
поутру - часы.
Ответ (Петух)Хвост с узорами,
сапоги со шпорами,
Беленькие пёрышки,
красный гребешок.
Кто это на колышке?
Ответ (Петя-петушок)Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.
Ответ (Петух)Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
Ответ (Петух)Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка.
Раньше всех встаёт, голосисто поёт.
Ответ (Петух)Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
Ответ (Петушок)Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Ответ (Грач)Чёрный, проворный,
Кричит "крак" - червякам враг.
Ответ (Грач)Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку?
Ответ (Кукушка)И петь не поёт,
и летать не летает...
За что же тогда
его птицей считают?
Ответ (Страус)На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина ...
Ответ (орла.) Экспериментирование "Превращения волшебницы воды"
Простые опыты с водой Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения. Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям. Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды Материалы и оборудование: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски. 1. Вода прозрачная. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? 2. У воды нет вкуса. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.) 3. У воды нет запаха. Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн). Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. 4. Лёд – твёрдая вода. Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит? Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода. 5. Пар – это тоже вода. Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям. 6. Вода жидкая, может течь. Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. 7.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются. У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать). Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась). 8.Лёд легче воды. 9. Вода бывает теплой, холодной, горячей. Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним. Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее? Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли. Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные. 10. Вода не имеет формы. Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода? Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. 11. Выталкиваем воду. 12. Невидимые чернила. 13. Опыт с воздухом. Этот опыт можно проводить в ванне или в тазике. Наливаем туда воду и осторожно опускаем пустой стакан вверх дном. Задача детей не допустить, чтобы пузырьки воздуха вышли из стакана. На втором этапе, опуская стакан, немного приподнимаем его край и обращаем внимание детей на то, что вместо воздуха в емкости появилась вода. 14. Плавающее яйцо. Опускаем сырое яйцо в стакан. Оно тонет. Вытаскиваем его и добавляем в стакан соль – несколько ложек. После того как яйцо положили в соляной раствор, оно будет плавать на поверхности. Соленая вода плотнее обычной, именно поэтому в море плавать легче. 15. Опыт с соломинкой. |
Загадки о воде и ее состояниях | |||
|
-побывать в картинной галерее
А. А. Пластов "Первый снег "
А. А. Пластов (1893—1972) Первый снег. 1946 г.Калининская областная картинная галерея.Картины советского художника Аркадия Александровича Пластова посвящены трактористам, косцам, дояркам, работающим в поле, на току. Некоторые произведения известного советского художника посвящены жизни деревенских ребят.Наспех одевшись, выбежали на крыльцо деревенской избы девочка и мальчик, чтобы подставить лица ласковым прохладным снежинкам. Смотришь на картину А. А. Пластова «Первый снег» и вместе с изображенными на ней детьми радуешься падающему из густой сизой тучи нежному пуху, укрывшему побуревшую безжизненную траву, уличную грязь, серые крыши. Довольны и деловитая ворона и хлопотливая сорока. Колхозник уже успел запрячь лошадь в сани и с бодрым видом «обновляет путь», А снег все идет и идет.Сочетание серебристо-серых и коричневых цветов деревенских домов, ветвей деревьев, одежды детей и ослепительно белого снега создает у каждого, кто любуется этой картиной, праздничное настроение.Вопросы детям:- Какое настроение создает картина?
- Что можно сказать о погоде того дня, который показан в картине?
- Какого цвета небо, снег, дома, одежда детей в картине «Первый снег?» Почему художник использовал такие цветовые сочетания?
А. А. Пластов (1893—1972) Первый снег. 1946 г.Калининская областная картинная галерея.
Картины советского художника Аркадия Александровича Пластова посвящены трактористам, косцам, дояркам, работающим в поле, на току. Некоторые произведения известного советского художника посвящены жизни деревенских ребят.
Наспех одевшись, выбежали на крыльцо деревенской избы девочка и мальчик, чтобы подставить лица ласковым прохладным снежинкам. Смотришь на картину А. А. Пластова «Первый снег» и вместе с изображенными на ней детьми радуешься падающему из густой сизой тучи нежному пуху, укрывшему побуревшую безжизненную траву, уличную грязь, серые крыши. Довольны и деловитая ворона и хлопотливая сорока. Колхозник уже успел запрячь лошадь в сани и с бодрым видом «обновляет путь», А снег все идет и идет.
Сочетание серебристо-серых и коричневых цветов деревенских домов, ветвей деревьев, одежды детей и ослепительно белого снега создает у каждого, кто любуется этой картиной, праздничное настроение.
Вопросы детям:
- Какое настроение создает картина?
- Что можно сказать о погоде того дня, который показан в картине?
- Какого цвета небо, снег, дома, одежда детей в картине «Первый снег?» Почему художник использовал такие цветовые сочетания?
К. А. Коровин "Зимой"
К. А. Коровин (1861—1939) "Зимой". 1894г.Государственная Третьяковская галерея
Константин Алексеевич Коровин — выдающийся русский живописец, автор многочисленных пейзажей, портретов, натюрмортов, эскизов декораций для театра.
В картине «Зимой» ярко выражена любовь художника к родной природе.
Обычный зимний пейзаж. Со двора старого бревенчатого дома приготовился выехать в санях крестьянин. Ворота уже открыты, лошадь было двинулась, да хозяин что-то забыл, вернулся в дом, даже дверь за собой не закрыл.
За домом — безбрежная даль полей и лесов. Красивое сочетание серо-голубых и сиренево-серых тонов придает картине гармоничность и цельность.
Вопросы детям:
- Какое время года изображено в картине К. А. Коровина? Почему ты так думаешь?
- Чем отличается картина Коровина «Зимой» от картины Пластова «Первый снег»?
- Какие цвета преобладают в картине «Зимой»? Придумал ли их художник?
- Что больше всего привлекает твое внимание в картине?- посетить театры (кукольный, ТЮЗ, камерный и др.);
- А теперь немного пошалим...
Комментариев нет:
Отправить комментарий