Чего не знают наши дети о празднике Рождества
Не все родители рассказывают детям о Рождестве. Кто-то просто не придает этому празднику значения, а кто-то намеренно оберегает свое чадо от информации религиозного толка. Однако в интеллектуальном багаже разносторонне развитого ребенка таких явных «пустот», по-хорошему, быть не должно.
Если ребенок маленький, его любопытство полностью удовлетворит евангельская история о рождении младенца Христа в пещере, о волхвах, приведенных туда светом путеводной звезды, и тому подобных вещах. Благо сейчас есть огромный выбор детских изданий на эту тему. С детьми постарше беседу о празднике Рождества Христова можно начать с обсуждения понятия «наша эра». Знают ли они, когда она наступила?
Нынешней системой летосчисления мы обязаны скифскому монаху Дионисию по прозвищу Малый, который разработал ее в VI веке по поручению Папы Иоанна I. Почему же именно от Рождества Христова мы начинаем отсчет времени? Видимо, потому что появление на земле Христа – важное историческое событие, оказавшее огромное влияние на развитие цивилизации. Рождение, а затем жизнь и смерть Иисуса Христа буквально перевернули сознание его современников, а затем и потомков. Последующее развитие христианства сыграло колоссальную роль в становлении мировой культуры. Современные понятия о нравственности и этических нормах пока еще, к счастью, не утратившие актуальность, также складывались под влиянием христианского мировоззрения.
Надо сказать, что летосчисление, предложенное монахом Дионисием, было принято не сразу, а лишь спустя несколько веков. В России же оно было введено в 1699 году по указу Петра I. В это же время, и снова по его указу, на Руси стали праздновать Новый год. Именно первый император всероссийский заложил у нас в стране традицию бурной встречи Нового года с фейерверками, распорядившись к 1 января 1700 г. «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов» на Красной площади. Ему же принадлежит идея «у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Традицию украшать вечнозеленые растения Петр Великий «подсмотрел» у европейцев, а еще точнее – у жителей земли Эльзас, где елка на тот момент являлась общепринятым символом Рождества.
Таким образом, император первым совершил попытку заимствовать теплые традиции религиозного праздника, привязав их к празднику сугубо светскому, что, впрочем, не очень-то ему удалось. Обычай наряжать елку воспринимался в России как чуждый до самой середины XIX столетия, и лишь после первой публичной рождественской елки в Петербурге в 1852 году нашел отклик в сердцах наших соотечественников.
К концу XIX века наряженная под Рождество елка стала для русских людей явлением обыденным. Елочка украшалась фруктами и лакомствами,фигурками ангелов, а верхушку зеленой красавицы традиционно венчала восьмиконечная Вифлеемская звезда. Однако непростая судьба выпала на долю рождественской елочки: в ХХ веке она не раз подвергалась «гонениям». В во время Первой мировой войны ее пытались упразднить как «немецкий обычай», а в 1918 году запретили как христианский символ, формально – как буржуазный пережиток.
Несмотря на то, что многие нынешние мамы и папы хорошо помнят рассказ В. Бонч-Бруевича «На елке в школе» (про то, как В. Ленин водил с детьми хоровод вокруг лесной красавицы), в то время, к которому принадлежат описываемые события, елки были под строгим запретом. Лишь в тяжелом 1935 году деятели советской пропаганды решили вернуть зимний праздник и нарядную ель народу, ни много ни мало, – для поднятия «народного духа». Елка теперь стала символом Нового года, а на верхушку ей водрузили красную пятиконечную звезду. Так светлая и радостная рождественская традиция, наполненная ощущением волшебства, была «переложена» на новый лад. На сей раз государству удалась попытка подмены смысла праздника.
Взрослые и дети очень любят новогодний праздник за его удивительный колорит, за радость ожидания чуда, за все то, что, по сути, принадлежит Рождеству. Впрочем, это уже не так важно, ведь чем больше добрых традиций, объединяющих людей, тем лучше. К тому же, праздник Рождества не утратил своего глубокого смысла и сохранил собственный, неповторимый символ – Вифлеемскую звезду, приведшую когда-то волхвов в маленький поселок Вифлеем.
А вы посмотрели на небо в рождественскую ночь? Ведь в ночь на Рождество свет Вифлеемской звезды может увидеть каждый. Стоит только захотеть.
Анастасия Кузнецова
Комментариев нет:
Отправить комментарий